fbpx

Эмоции и научение

Если мы больше говорили об отрицательных эмо­циях, чем о положительных, то только потому, что последние были меньше изучены как на физиологи­ческом, так и на психологическом уровне. К тому же представления о «вознаграждении» и о механизмах его достижения чрезвычайно сложны применительно к человеку. Мы знаем, что некоторые люди полу­чают удовольствие в отказе от того, что большин­ство из нас считают удовольствием, — это аскеты. Другие даже находят удовольствие в страдании — это мазохисты. Такой отход от обычных представлений о «награде» основан на индивидуальном опыте — нау­чении или запоминании.

Конечно, все животные обладают способностью чему-то научаться и что-то запоминать, и они ис­пользуют свой опыт для выработки последующих действий. Именно здесь мы имеем дело с взаимо­связью между эмоциями и научением. Например, у крыс можно наблюдать явление, называемое «ре­флексом на место». Действительно, крысы выказы­вают явное предпочтение местам, где они получали какое-то вознаграждение (пищу, подслащенную во­ду, морфин). Если у них есть выбор, они избегают мест, с которыми были связаны неприятные сти­мулы. В эволюционном аспекте существенно то, что способность животного помнить, где с ним случи­лось что-нибудь хорошее или плохое, имеет большое адаптивное значение.

У человека события, сопровождавшиеся сильными эмоциями, тоже, по-видимому, запоминаются луч­ше.

Добавить комментарий