Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, сформировавших бразильскую нацию.

Доминирующим остается португальское начало – бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм – основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-колонизаторов. Однако и влияние индейцев и африканцев остается бесспорным. Широко распространен язык тупи-гуарани: в 16 в. священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на Севере Бразилии.

Довольно много слов в современном языке имеют индейское происхождение. Влияние индейской культуры особенно заметно в Амазонии , а следы африканской культуры больше прослеживаются на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро.  

Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичном самба. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты – европейских музыкальных жанров, привезенных колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения – музыка бразильского композитора-классика Х.Вилла-Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии.

В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен.Танцевальное искусство неразрывно следовало на протяжении всей истории Бразилии за музыкой. Популярный танец самба – не единственное проявление танцевальной культуры Бразилии. Бразильские танцоры всегда внимательно изучали и использовали танцевальные находки и традиции крупнейших школ мира, одновременно объединяя их с национальной самобытностью танца, что создало поистине неисчерпаемый источник для креативности и самовыражения. Среди самых знаменитых школ танца Бразилии – балет «Стажиум» (Stagium) и «Группа Корпу» (Grupo Corpo).

В архитектуре Бразилия, также исторически находившаяся под влиянием культуры колонизаторов, прошла через различные фазы в поисках своей идентичности. От барокко и рококо, смешавшись с индейскими мотивами и тропическими темами, сегодня бразильская скульптура и архитектура признаны во всем мире благодаря неповторимому индивидуальному стилю и постоянному новаторству авторов, самым ярким примером которому стал город Бразилиа , созданный Оскаром Нимайером и Луисио Костой.

Художественное искусство, как и архитектура, имеет свою богатую историю, начинаясь с примитивных наскальных рисунков до возникновения в XVIII веке национальной школы живописи, достигшей мирового признания в XIX веке благодаря работам Б. Альмейды и сохранившей славу до сегодняшнего дня: именно бразильские художники Ди Кавалканси и Портинари были удостоены чести украсить фасадную стену резиденции ООН в Нью-Йорке. С 1951 в Сан-Паулу каждые два года проводится международная художественная выставка, привлекающая художников из более чем 50 стран мира.

Бразильская литература внесла больший вклад в мировую культуру, чем породившая ее португальская. Наиболее известны писатели Й. Мачадо (писатель XIX века), Ж. Фрейре (писатель XX века), Г. Рамос, Ж. Амаду, Э. Вериссимо. Всемирно известна Бразильская Литературная Академия в Рио-де-Жанейро.  

Прийдя в Бразилию вскоре после изобретения, сегодня национальный кинематограф продолжает свое успешное шествие по миру. Начинаясь с кинокомедий «шашадас» одной из первых киностудий «Атлантида», пройдя через эпоху «нового кино» Глаубера Роши (Glauber Rocha), движение «андеграунд» и до сегодняшнего дня, история бразильского кинематографа каждого периода богата многочисленными премиями самых престижных международных кинофестивалей. «Младшей сестрой» традиционных кинофильмов является индустрия теленовелл, которая сейчас представляет собой гигантскую фабрику «мыльных опер», экспортируемых во многие страны мира.

Огромный творческий потенциал нации выразился в бурном развитии в сегодняшней Бразилии современных видов искусства: реклама, мода , ландшафтный и индустриальный дизайн. Бразильские дизайнеры успешно конкурируют со своими известнейшими коллегами из Европы и США.  

На бразильскую культуру влияли не только португальцы, давшие стране религию и язык, но и индейцы, африканцы, а также другие переселенцы из Европы, Ближнего Востока, Азии.    

Бразильская музыка, сформированная мелодическими влияниями трех континентов, характеризируется широким разнообразием и продолжает создавать и развивать оригинальные новшества. Самба, пользующаяся популярностью с 1930 годов, является сочетанием каданса, испанского болеро и ритма африканской музыки. Самой яркой в этом направлении была Кармен Миранда, известная своим творческим темпераментом и фруктовыми головными уборами. На более спокойное движение босса нова, которая была популярна в 1950 годах и характеризируется такими песнями, как "Девочка из Ипанемы", повлиял североамериканский джаз. Тропикализм является сочетанием музыкальных влияний, появившихся в Бразилии в 1960 годах, приведшим к более "электризованной" самбе. В 1980 годах получила международную популярность ламбада, на которую повлияли карибские ритмы.    

Среди бразильских писателей Мачадо де Ассис отличался своим немногословным ироничным стилем. Родившись сыном освобожденного раба, Ассис работал наборщиком и журналистом в Рио-де-Жанейро 19 века. Самый известный бразильский писатель ХХ века – Жорджи Амаду, чьи сказки рассказывают о яркой жизни людей в местах Баии.    

Официальная религия в Бразилии – католицизм, но на практике бразильцы поддерживают индейский анимизм, африканские культы, афрокатолический синкретизм, а также кардецизм, который является сочетанием духовной религии и восточного мистицизма, пользующийся популярностью среди белых бразильцев. На португальском языке, перемешанном с индейскими и африканскими языками, говорят все бразильцы. Акценты, диалекты и сленг различаются в зависимости от региона.  

Праздники и традиции в Бразилии 

Новый год (1 января)  Новый год в Бразилии еще называют Днем всеобщего содружества. Это – веселый и воодушевляющий праздник. В отличие от Европы и Америки, Новый год в Бразилии не принято отмечать в узком семейном кругу. Чем больше компания – тем лучше. В Новый год – грех сидеть дома. Народ стекается в многочисленные уличные кафе, ночные клубы или просто располагается на газонах и пляжах. Везде звучат барабаны, люди танцуют, поют, обмениваются презентами. А ровно в полночь над Атлантическим океаном и морем голов зажигается самый роскошный в Южном полушарии фейерверк.  

На Новый год в Бразилии принято съесть 12 виноградин и загадать желание. Однако не существует традиции боя новогодних часов как это принято у нас. Нет и Дедов Морозов (ну какие Деды Морозы в 35-градусную жару?), однако веселье разворачивается нешуточное. В эту ночь в Бразилии все друг другу сестры и братья. Ограбленный не обижается на уличного воришку (ведь пострадавший предусмотрительно оставил все самое ценное дома), бедный на богатого, черный на белого и т.д. (подробней см. раздел слева) 

Карнавал (февраль) Каждый год в конце февраля, перед началом Великого поста, вся Бразилия погружается в самый шумный, яркий и веселый праздник, самое грандиозное шоу на планете – Карнавал. В "эпицентры" бразильского карнавала (Рио и Салвадор) самолеты ежедневно доставляют тысячи туристов из США, Аргентины и стран Европы. Салвадор обычно принимает 600-700 тысяч иностранцев, Рио – около миллиона. Гостиницы переполнены, несмотря на "зашкаливающие" цены – места необходимо заказывать заранее.   

Истоки карнавала – и в ритуальных плясках черной Африки, пульсирующие ритмы которой были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов, и в ежегодных португальских "энтрудо" – шуточных уличных шествиях с обязательным бросанием в прохожих тортов, песка, яиц и муки, и в итальянских маскарадах, и в испанских фиестах, и в индейских обрядах. Много лиц у бразильского карнавала и вместе с тем – он сам по себе неповторим. Традиционная самба на пять дней проникает в кровь всех участников и гостей карнавала. Праздник начинается далеко от Рио, в городке Олинде, где проходит парад старейшей танцевальной школы "девственниц". Это 250 мужчин, одетых в женское платье. Их выступление безостановочно идет 10 часов. И все же главное событие карнавала – парад школ самбы в Рио-де-Жанейро. Сегодня карнавал Рио-де-Жанейро – самый большой и известный в мире, а его самым живописным представлением является парад участников разных школ самбы. Школы самбы (в каждой из которых насчитывается от 3.000 до 5.000 участников) в основном состоят из малосостоятельных людей с городских окраин.  

На всех карнавалах школы самбы Рио соревнуются друг с другом, и их выступление оценивается специальным жюри. Все они разыгрывают свои собственные сюжеты, объединенные общей темой. Это может быть историческое событие, чествование какой-то личности, сюжет рассказа или легенды. Костюмы должны отражать эпоху, соответствовать сюжету и месту действия.  

Аллегорические платформы превращаются в двигающиеся декорации, которые наглядно иллюстрируют ту же тему, под звуки зажигательной самбы. Повсюду проводится огромное количество конкурсов красоты, маскарадов, конкурсов костюмов. Музыка буквально оглушает. Старые бочки вдруг превращаются в барабаны. Всё блестит, всё мелькает, всё несётся куда-то в бешеном ритме карнавала. Местные жители отлично освоили искусство прожить жизнь в ритме танца. Главная особенность этого народа – его невероятная музыкальность. Музыка, любовь, традиции – на этих трех китах держится развлекательная культура Бразилии. Вечерами из местных баров несется оглушительная музыка, но бразильцы не боятся шума. Звуки, дарящие радость, составляют главную часть их порой непростой жизни. Карнавал длится пять дней и завершается "пепельной пятницей", когда город засыпают грудами карнавальной мишуры. (подробней см. раздел слева)  

Пасха (конец марта) Пасха знаменует начало страстной недели ("Semana Santa"). Это – великие религиозные торжества для католической Бразилии. Члены религиозного братства "Nazarenos" под бой барабанов проходят по городам в одежде капуцинов. По всей стране жгут костры в честь Воскресения Христова. В храмах идут праздничные службы. Люди обмениваются сладкими пирогами и красными яйцами. Корзиночки с едой и цветами оставляют в церквях как приношение.  

Триадентис (21 апреля) Триадентис, он же Жоакин Жозе да Силва Шавьер, – один из организаторов Заговора Инконфидентов, которые в 1788 году пытались выступать против центральной португальской власти. Триадентис – один из самых пламенных и стойких борцов за независимость Бразилии. За свои убеждения и призыву к республиканской форме правления он был казнен в Рио-де-Жанейро на площади Кампу ди Лампедузу. Он – единственный из всех многочисленных участников заговора не был помилован верховной властью. Спустя двести лет – имя Триадентиса стало нарицательным, а день его смерти был провозглашен национальным праздником независимой Бразилии.  

День Труда (1 мая) В отличие от Европы, где этот праздник тоже приходится на первое мая, в Бразилии эта дата в значительно большей степени воспринимается не в ракурсе истории рабочего движения, а как дополнительный отдых. Официальные торжества знаменуются праздничным шествием представителей различных профсоюзов (майская демонстрация?) и раздачей слонов в виде годовых трудовых премий. Но, в основном, люди радуются очередному выходному и играют в футбол на пляжах.  

Праздник явления Богородицы / День Детей (12 октября) Религиозный праздник Явление Богородицы в Бразилии отмечается совместно со Днем Детей. Поэтому, пока в храмах проводят торжественные службы, на весьма светском ТВ весь день показывают много детских программ, шоу и мультфильмов. В Бразилии очень любят детей, почти в каждой семье их по трое. Беременность считается божьим даром, детскому досугу уделяется большое внимание. В День Детей, также принято устраивать различные уличные конкурсы, а многие родители в этот день отдают дом на откуп своим чадам. Маленькие девочки пытаются печь на кухни пироги, а мальчики постигают тайны отцовских гаражей. В этот день принято дарить детям игрушки и развивающие игры. Накануне Дня Детей, родители в спешке бегают по магазинам в поисках любимой куклы, последней компьютерной игры, модных наушников и т.д. 

Рождество (25 декабря)Рождество в Бразилии празднуется при 35-градусной жаре. Никакого вам снега и традиционного Санта-Клауса. Однако вполне традиционны рождественский ужин с огромной индейкой и фаршированной ветчиной, и подарочная лихорадка. Главные события как всегда концентрируются на улицах и в храмах. Бразильцы, в большей своей массе, очень набожны и никогда не пропускают праздничных церковных служб. Однако в отличие от американцев и европейцев, предпочитающих отмечать Рождество в семейном кругу, бразильцы предпочитают уличные гуляния, песни и танцы. 

Столица — город Бразилиа. 

Карта Бразилии