fbpx

Национальные обычаи традиции культуры Ямайки. Карта Ямайки

Снимки пляжей, гор и кровавых закатов Ямайки постоянно появляются в туристических путеводителях всего мира, и в отличие от остальных близ лежащих островов здесь относятся с пониманием к выбору любого приезжающего: вы можете разбить лагерь на вершине кораллового утеса, поселиться на частной вилле с собственным пляжем, провести свой отпуск, развлекаясь, на радушном курорте, погрузиться полностью в гущу островных событий или посвятить себя изучению трех "Р": рэгги, рифов и рома.  

Богатое культурное наследие острова Ямайка берет начало в доколумбовых временах, с которых сохранились петроглифы, выгравированные на стенах пещер индейским племенем араваков. В наши дни Ямайка, а особенно Кингстон-Таун, является главным культурным центром в Карибском бассейне. Культурный прогресс начался с 1962 года, когда страна получила независимость. Эдна Мэнли, жена Нормана Мэнли, первого премьер-министра Ямайки, была активным борцом за освобождение культуры Ямайки от европейской эстетики. С 20-х гг. ХХ в. до своей смерти в 1987 году она являлась одной из главных фигур в культурном мире Ямайки. Причем ее ценили и как талантливого скульптора, и как человека, поддерживавшего местных представителей творческой интеллигенции, среди которых были как ориентированные на Ямайку примитивисты, так и группа художников, получивших свое образование за рубежом и творивших в соответствии с канонами живописи. Важной особенностью местного творчества является сильный акцент на исторические корни народа страны. Всемирный успех музыки регги привлек к культуре острова жгучий интерес со стороны иностранной молодежи. Большое внимание в культуре уделяется продвижению идей растафарианства (раста), местного верования, приверженцами которого в основной массе являются темнокожие жители страны.    

Повсюду – и на вечеринках на пляжах отеля, и на откровенных дискотеках в рабочих пригородах – вся Ямайка танцует под ритмы музыки калипсо, сока (смесь соула и калипсо) и регги. Музыка звучит везде, абсолютно всюду. Первоначально в ямайской музыке господствовала музыкальная форма под названием менто, которая представляла собой народный вариант калипсо, в XIX в. получившая подпитку со стороны кубинских ритмов. Такая музыка господствовала на танцплощадках до 50-х гг. ХХ в., когда ее затмили ритмы буги-вуги и ритм-энд-блюза. Музыкальный стиль ска, несмотря на свой долгий век, оказал значительное влияние на ритм-энд-блюз, и в своих основных компонентах явился предтечей музыки регги. Регги больше всего ассоциируется с именем Боба Марли, который помог ярче засиять идее самосознания граждан третьего мира. В текстах своих песен Марли нес политические, социальные и религиозные послания обществу, помогая бороться против расизма, общественного неравенства и других социальных недугов того времени.       

Официальным языком Ямайки является английский, но на самом деле эта островная страна является двуязычной, причем людей, говорящих по-английски, здесь гораздо меньше, чем тех, кто понимает его. Неофициальным языком страны является патуа – очень мелодичный диалект с присущими Ямайке ритмикой и модуляцией голоса. Язык патуа произошел от смеси креольского английского с местным языком, которая впоследствии была приправлена африканскими, португальскими и испанскими понятиями, а также растафарианским сленгом.

На Ямайке четко выражено классовое и этническое расслоение общества. Узкая наиболее зажиточная прослойка населения вплоть до недавнего времени состояла почти исключительно из белых. Более многочисленный средний класс был представлен преимущественно метисами афроевропейского происхождения, а также эмигрантами из стран Азии и Ближнего Востока. Самый многочисленный социально бесправный низший класс образован почти исключительно выходцами из Африки. 

Значительная часть населения страны, особенно в городах и в меньшей степени в сельской местности, живет в нищете. В последние десятилетия правительство Ямайки стало оказывать помощь неимущим. Была реализована программа общественных благотворительных работ, принят закон о минимальной заработной плате, введено обязательное медицинское страхование и развернуто строительство муниципального жилья. Предпринята широкая кампания по контролю посещаемости школ и ликвидации неграмотности (в начале 1970-х годов половина взрослого населения была неграмотной). 

Богатые музыкальные и танцевальные традиции Ямайки унаследованы от африканских культур. Такие певцы, как Боб Марли (1945–1981), принадлежавшие к растафарийской религиозной секте, возродили эти традиции, сочетая их с элементами джаза и рока. Эта музыка, получившая название стиля реггей, завоевала огромную популярность во всем мире.

Праздники 

Праздничные и нерабочие дни:  

1 и 2 января, 1 марта, страстная пятница, пасхальный понедельник, 23 мая, 7 августа, 16 октября, 25 и 26 декабря. 

На Ямайке круглый год проводятся музыкальные, художественные, культурные и спортивные мероприятия.  

Фестивали Рэгги Сансплэш и Рэгги Самфест – самые крупные на Ямайке и проводятся в перерывом в неделю в июле/августе. Сансплэш устраивается в Очо Риос, Самфест – в Монтего Бэй. Оба представляют собой бешенные пляжные музыкальные фестивали с развлечениями для всех, но с танцами "детям до 16-ти".  

Февральский Карнавал проводится на кампусе Кинстонского университета. Это большой праздник, главным образом для ямайцев, с музыкой регги, калипсо, где на танцплощадках собираются заядлые танцоры, и сам по себе привлекает туристов.  

Проводится также и ряд регат в течение года: Регата Пайнэпл Кап, устраиваемая каждый февраль, стартующая в Майями и финиширующая в Монтего Бэй через 800 км с лишком.  

На улочках и лужайках в течение всего года проводятся матчи в крикет. В апреле команда Вест Индиз принимает участие в международном матче Кейбл и Вайрлес Тест в Кингстоне.  

Джонкану – традиционное торжество посвящено Рождеству, во время которого празднующие шествуют по улицам в маскарадных костюмах. Этот праздник вышел из традиций тайных обществ Западной Африки и был основным в жизни рабов..  

Copyright © 2008-2024 Цифровое телевидение и Интернет ВИДИКОН Рязань, ул. Полетаева, 29 А +7 (4912) 709-709 (круглосуточно)