Демография. Первая перепись населения, проведенная в Турецкой Республике в 1927, зарегистрировала 13 648 тыс. жителей, показатели 1950, 1990, 2000 равнялись соответственно (тыс. человек): 20 947, 56 473, и 67 803. Годовой демографический рост, который составлял, следовательно, в среднем 1,9% в период с 1927 по 1950 × 2,5% с 1950 по 1990, снизился до 1,8% в период с 1990 по 2000 и до 1,6% за первые три года 21-го столетия. Плотность населения — 85 чел. на квадратный километр (2001). Рождаемость в 2002 составляла 21,3 на 1000, смертность — 7,0, детская смертность — 39,4.
Половая структура населения характеризуется устойчивым преобладанием численности мужчин над численностью женщин, отношение первой ко второй в 2001 составило 101,9%. Отличительной особенностью возрастной структуры является высокий удельный вес лиц дорабочего возраста (0-14), составлявший в 2000 30%. Однако данный показатель постепенно снижается — в начале 90-х он превышал 35%. Сравнительной невысокой, несмотря на постепенное повышение средней продолжительности жизни (68,5 лет в 2002 против 45 в 1955), остается доля лиц послерабочего возраста (после 65) – 5,6%.
Этнический состав. В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 2000 до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.
Тюркские корни. Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в. тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства. Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.
Курды. Курды являются крупнейшей этнической группой, которая, проживая на территории Турции, избежала тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной и Юго-Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой. После действовавшего в районе их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. До последнего времени ее основным инструментом считалось ускорение социально-экономического развития районов компактного проживания курдов, например, проект Юго-Восточной Анатолии, предусматривающий комплексное развитие региона на основе реализации масштабных гидроэнергетических проектов. В начале 2000-х в ходе активизации подготовки Турции к началу переговоров о полноправном членстве в ЕС курдам был предоставлен ряд дополнительных прав. В декабре 2003 вступил в силу закон, позволяющий получать образование на языках национальных меньшинств и диалектах. В результате в стране были организованы частные курсы курдского языка, а 6 частных школ начали преподавание на курдском языке, однако ученики этих школ должны быть старше 15 лет, то есть они должны сначала получить основное образование. В Конституцию страны были внесены поправки, снявшие запрет на использование других языков, кроме турецкого. В 2004 законодательные изменения, разрешившие передачи на языках национальных меньшинств, были внесены в теле- и радиовещание. В июне 2004 первые передачи такого рода были транслированы государственной радиовещательной корпорацией. В июле 2004 был принят закон О компенсации потерь, понесенных в результате террористических действий. Этот закон предусматривает выплату компенсаций тем жителям юго-востока страны, которые понесли убытки в период после июля 1987. Однако принципы применения закона прописаны нечетко, что ограничивает возможности его использования.
Армяне. В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и северо-восточной Турции. Однако на своей исторической родине они были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему составляли большинство населения на землях к северо-востоку от р.Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и в надежде на помощь со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство учинило в 1894-1896 жестокую расправу, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Восточной Анатолии, подвергнув их насильственному переселению в район Месопотамии.
На территории современной Турции проживают также арабы, греки, лазы, черкесы (под этим этнонимом подразумеваются адыги, кабардинцы, ингуши, чеченцы, осетины и другие народы Северного Кавказа), евреи и другие этнические группы. Перепись населения 1965 г. была последней, которая включала сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан, что позволяло хотя бы приблизительно установить численность национальных меньшинств и этнических групп. В соответствии со ст. 66-й Конституции 1982 турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством». Иными словами, гражданство отныне официально определяет национальную принадлежность. К тому же дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Поэтому достоверно можно говорить лишь о том, что Турция — многонациональная страна, на территории которой проживает свыше 25 национальных меньшинств. По оценочным данным, их численность составляет 13-15 млн. чел. Наиболее многочисленны курды (10-12 млн. чел.), значительно более малочисленную группу формируют арабы (1 млн. чел.), остальные этнические группы насчитывают от десяти до нескольких сот тысяч человек.
Язык. Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский.
Формирование турецкого языка связано с эпохой превращения тюркоязычных народов в отдельные нации. В связи с несформированностью наций в предыдущие эпохи, народно-диалектная языковая среда с широким диапазоном ее постоянно изменчивых и вариативных реализаций была главенствующей формой существования языка. Носившие наддиалектный характер древние и старые письменно-литературные языки тюркских народов весьма эффективно воздействовали на нормообразующие процессы в диалектной среде.
Особенностью письменно-литературного османского языка (15 – середина 19 вв.) была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей. Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде «тюрк-и басит» (простого турецкого языка). В середине 19 в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным.
Однако наиболее значимыми вехами с точки зрения реформирования турецкого языка явились предпринятые уже в условиях республиканской Турции меры по реформе алфавита (в 1928 был осуществлен переход на латинский алфавит) и по созданию Турецкого лингвистического общества (1932). Оба начинания тесно связаны друг с другом, поскольку кардинальное обновление лексики турецкого языка было невозможно без реформы письменности. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%. Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции.
В то же время следует иметь в виду и противоположные тенденции если не к сохранению определенных пластов старой лексики, то к ее использованию одновременно с неологизмами. Поэтому пока турецкий остается языком с чрезвычайно большим количеством абсолютных (полностью равнозначных) синонимов. Столь бурному развитию лексической системы свойственны и определенные отрицательные стороны, в частности, разрыв в культурной преемственности между поколениями: современная турецкая молодежь не может читать в оригинале литературные произведения не только 19., но и произведения многих турецких писателей 30-40-х 20 в.
Религии. Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.
Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.
Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).
Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается. Православная греческая церковь Турции представлена патриархатом, болгарская — экзархатом с резиденцией в Стамбуле. Они подчинены Вселенскому Константинопольскому патриархату, который является высшей церковной инстанцией православных церквей других стран. Резиденция патриарха также находится в Стамбуле. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь — архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь — викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.
Города. По данным всеобщей переписи населения 2000 около 65% населения Турецкой республики проживало в городах. Еще в 1950 горожане составляли лишь четверть населения страны. Но именно в 50-х в стране активизировалась урбанизация в связи с началом широкомасштабного процесса механизации сельского хозяйства. Перепись 1985 впервые в истории Турецкой Республики зафиксировала преобладание численности городского населения над сельским (53% и 47% соответственно). Среднегодовые темпы роста городского населения в 90-е снизились до 2,8% против 5,4% в 80-е, но при этом остаются весьма значительными.
В 2003 в Турции насчитывалось по крайней мере 10 городов, численность населения которых превышала 1 млн. чел.: Стамбул (10 018), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на берегах Босфора; Анкара (4007), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна, 3370), важный порт на побережье Эгейского моря; Конья (2192), крупный промышленный, транспортный и культурно-религиозный центр, Бурса (2150), крупный промышленный и туристический центр, Адана (1849), важный промышленный город, центр ведущего сельскохозяйственного района страны, специализируется на переработке разнообразных видов сельскохозяйственного сырья (хлопка, масличных культур), имеет развитую строительную индустрию; Анталья (1719), крупнейший туристический и торговый центр, Ичель (бывш. Мерсин, 1615), крупный портовый город, обслуживающий торговлю Аданы и района Аданской низменности; Диярбакыр (1362), крупнейший промышленный и транспортный центр на юго-востоке страны; Газиантеп (1265), еще один быстро развивающийся промышленный центр на юго-востоке страны.
География размещения наиболее крупных городов на территории Турции позволяет говорить о преодолении ранее характерного для нее тяготения процесса урбанизации исключительно к западной части страны. Ныне по мере реализации проекта Юго-Восточной Анатолии и развития промышленности региона быстро растет число его городских жителей. Одновременно в ареал интенсивно протекающих процессов урбанизации оказалось вовлеченным средиземноморское побережье Турции, что следует связывать с новой стратегией экономического развития страны, в рамках которой было придано особое значение росту экспорта товаров и развитию услуг, в том числе туристических.