Рельеф местности. Индия расположена в пределах трех крупных орографических областей: Гималайских гор, Индо-Гангской равнины и плоскогорья Декан на п-ове Индостан. Декан представляет собой обширный древний массив суши, сложенный докембрийскими кристаллическими породами, преимущественно гнейсами, гранитами и сланцами. Значительная часть поверхности перекрыта вулканической лавой, причем наибольшая мощность лавового покрова — на северо-западе. Декан входил в состав древнего материка Гондваны, объединявшего Южную Америку, Африку и Индию и ок. 200 млн. лет назад распавшегося на несколько блоков. Между Деканом и Гималаями простирается обширная Индо-Гангская равнина.
Гималаи — высочайшие горы на Земле. Поднимающиеся над Индо-Гангской равниной хребты Гималаев в пределах Индии простираются с северо-запада на юго-восток вдоль границы с Китаем от Афганистана до Непала.
На территории Индии к западу от Непала Гималаи состоят из серии четко выраженных хребтов и межгорных долин. Здесь выделяются самые низкие горы Сивалик (900-1200 м), хребет Пир-Панджал (3000-3600 м), Кашмирская долина (1500-1800 м), хребет Заскар (с максимальными высотами до 6100 м), верховья долины р.Инд, хребет Ладакх, пик Нандадеви (7817 м) и Каракорум с многочисленными пиками выше 7600 м, включая К2 (известна также под названиями Чогори, Годуин-Остен, Дапсанг и др. — 8611 м). На востоке горная система Каракорума сменяется Тибетским нагорьем.
Часть Восточных Гималаев в пределах Индии характеризуется большими высотами, однако строение гор менее сложное. К северу от долины Ганга протягивается болотистая, покрытая джунглями полоса тераев (по местному названию ее естественного растительного покрова), над которой постепенно поднимается пояс сливающихся пролювиальных шлейфов у подножий гор Сивалик. Непосредственно к северу возвышаются хребты Малых Гималаев (до 3000 м). Следующую высотную ступень образуют Большие Гималаи (5500-5800 м), включающие Джомолунгму (Эверест, 8848 м) в Непале и Канченджангу (8598 м) — высшую точку Индии.
На востоке южным продолжением Гималаев являются горы Намкиу, которые включают хребты Паткай и Бараил и плато Шиллонг и Лушаи.
В Гималаях берут начало реки Ганг (2700 км) и Брахмапутра (2900 км).
Индо-Гангская равнина. Эта обширная область, вытянутая параллельно хребтам Гималаев, представляет собой предгорный прогиб, выполненный толщами осадочных пород и аллювия. Поверхность равнины плоская. Ее ширина колеблется от 280 до 320 км, а протяженность достигает 2400 км от границы с Пакистаном до устья Ганга. Даже водораздельное пространство между Индом и Гангом, к западу от Дели, представляет собой выположенную поверхность высотой не более 300 м. По соглашению с Пакистаном о разделе вод системы Инда, сток протекающих там рек Биас и Сатледж, принадлежит Индии.
Равнину Ганга разделяют на три части. Верхняя, более аридная часть бассейна Ганга получает ок. 1000 мм осадков в год, средняя, переходная, — ок. 1500 мм и нижняя, включающая также дельтовые районы Бенгалии, — влажная (2000-2500 мм).
Бассейн Брахмапутры, известный также под названием Ассамской долины, представляет собой длинный и узкий прогиб тектонического происхождения. Он заключен между Гималаями на севере, плато Шиллонг (делится на Гаро, Кхаси и Джайнтия) и горами Паткай и Бараил на юге. Река течет в юго-западном направлении, а у границы с Бангладеш круто поворачивает на юг, где сливается с рукавами Ганга.
Полуостров Индостан. Между Индо-Гангской равниной и собственно плоскогорьем Декан прослеживается сложная мозаика плато и низких гряд, которую иногда называют возвышенностью Раджпутана. Расчлененная поверхность имеет общий уклон к северо-востоку. Возвышенность покоится на денудированном древнем кристаллическом фундаменте. Породами этого фундамента сложены также низкие горы Аравали высотой до 1052 м, плато Малва, образованное лавовыми покровами, горы Виндхья (700-800 м над у.м.), хребты Бханрер и Каймур и грабен рек Нармада и Сон.
Остальная часть п-ова Индостан — плоскогорье Декан в целом понижается с запада на восток. Мозаичность геологического строения и многочисленные разломы предопределили значительную раздробленность рельефа. Четко обособлены горы Сатпура; горные массивы Махадео и Майкал, иногда принимаемые за северный уступ плоскогорья; сильно расчлененное и относительно малонаселенное плато Чхота-Нагпур (1225 м над у.м.) на северо-востоке, а также долина верхнего течения Годавари и котловина Чхаттисгарх.
По краям плоскогорья возвышаются горы Западные и Восточные Гаты. Западные Гаты (Сахьядри) выше, круче и занимают бульшую площадь, отдельные вершины поднимаются до высоты 1800-2600 м над у.м., образуя гигантскую стену над узкой прибрежной низменностью, известной как Малабарский берег. Восточные Гаты более низкие, хотя отдельные вершины превышают 1600 м. Приморская низменность на востоке полуостровной Индии — Коромандельский берег — шире, чем Малабарский берег. На юге Индостана от древних поднятий сохранились остроконечные пики, сложенные кристаллическими породами. На юго-западе расположены горы Нилгири высотой до 2670 м и южнее — Кардамоновы горы с максимальной отметкой 2695 м, которые простираются практически до мыса Кумари, самой южной оконечности Индостана. На юго-востоке простираются горы Джавади, Шеварой и Пални.
Внутреннюю часть плоскогорья обычно называют Деканом, в его пределах выделяют лавовое плато на северо-западе и Южный Декан. Лавовое плато занимает площадь ок. 520 тыс. кв. км и сложено траппами. Эти лавы отложились в меловой период (ок. 130 млн. лет), и их мощность местами достигает 1800 м. В Южном Декане широко представлены пенепленизированные плато, поднятые на высоту 600-900 м над у.м. и занимающие бульшую часть штата Карнатака.
Реки, в основном следуя общему уклону плоскогорья, текут на восток и впадают в Бенгальский залив. Исключение составляют реки Нармада, Тапти и Махи, впадающие в Камбейский залив. Самые крупные реки плоскогорья Декан — текущие на юго-восток Годавари и на восток Кришна.
Климат. В Индии, занимающей большую площадь и отличающейся значительной вертикальной дифференциацией рельефа и разной удаленностью от океана, ярко выражены контрасты в распределении тепла и влаги. В целом на климат страны большое влияние оказывают муссоны. Высотный фактор предопределил холодный климат высоких гор на севере Индии, тогда как на низких склонах этих гор и на плато преобладает умеренный климат. Курорты Северной Индии расположены в высотном поясе от 1500 до 2300 м. Например, в Дарджилинге и Сринагаре климатические условия комфортные в течение всего года. Средние месячные температуры в Дарджилинге колеблются от 4° С зимой до 17° С в середине лета, когда преобладает умеренно теплая погода.
Во многих районах Индостана средние температуры воздуха самого холодного месяца — января 18-24° C, а летних месяцев — 24-29° С. Однако часто температура днем повышается до 32° С. На северных равнинах, от Западной Бенгалии до границы с Пакистаном, летом очень жарко, и средние температуры в Бенгалии достигают 29° С; они постепенно повышаются по мере движения на северо-запад и в мае в Дели достигают 33° С. Средняя летняя температура в Амритсаре (шт. Пенджаб) 34° С, в пустыне Тар (шт. Раджастхан) — 32°-38° С, средние зимние температуры там 7-16° С.
Годовая сумма осадков колеблется от менее 100 мм в пустыне Тар до 10 770 мм на станции Черапунджи в горах Кхаси, одном из самых влажных мест на Земле. Для Западной Индии средние годовые показатели осадков следующие: Пенджаб 400-500 мм, пустыня Тар 50-130 мм, Саураштра (п-ов Катхиявар) 650-1000 мм, западное побережье Индостана более 2000 мм и восточное побережье у подножий Восточных Гат 1300-2050 мм. Центральная Индия получает в среднем 650-1300 мм осадков в год. На северо-востоке полуостровной Индии и на равнинном севере страны выпадает 1300-2050 мм, а в восточных Гималаях и большинстве районов Бенгалии и Ассама — более 2000 мм.
Дожди в Индию приносит проникающий со стороны Индийского океана летний муссон, который усиливается в начале июня на западном побережье и примерно в середине июня на восточном побережье — в Бенгалии. При прохождении над Аравийским морем и Бенгальским заливом муссоны насыщаются влагой и движутся над Индией в северо-западном направлении. Поднимаясь над Западными Гатами и горами Ассама, муссоны, перемещающиеся со скоростью 16-24 км/ч, вызывают выпадение обильных осадков. Грозы, особенно сильные в июне, буквально обрушиваются на склоны гор, но позднее их частота и сила ослабевают, а в период с конца сентября по середину октября ливни вообще пркращаются. С ноября по март со стороны суши дует сухой северо-восточный муссон. С ним связана прохладная ясная погода; только в юго-восточной прибрежной полосе ко времени отступания влажного муссона приурочено выпадение осадков: их максимум приходится на октябрь — декабрь.
На основе учета данных о термическом режиме, осадках и ветрах календарный год в Индии можно разделить на три основных и два промежуточных климатических сезона. В ноябре — феврале, когда господствует северо-восточный муссон, прохладно, солнечно и сухо. В марте температура постепенно повышается. С конца марта по июнь длится жаркий сухой сезон. К концу июня влажность возрастает, и на великих равнинах Индии погода становится невыносимо знойной и дождливой. С июля по середину сентября держится влажная жаркая погода; жара немного спадает, когда небо сплошь затянуто облаками и льют проливные дожди, однако в целом юго-западные ветры сочетаются с высокими температурами. Октябрь — переходное время; влажность воздуха высокая из-за испарения с поверхности полей, но дожди прекращаются.
В 2002 г. власти Индии приняли решение закрыть государственный индийский туристский офис в Москве. Число российских туристов в Индии чрезвычайно мало из-за высокого риска инфекционных заболеваний и терроризма. Высокий сезон — сентябрь, апрель, рождественские праздники.
Наиболее популярен у россиян "Золотой треугольник", углы которого образуют города Дели, Агра (северная Индия) и Джайпур.
Дели. Красный Форт, построенный в 1648 г. Бывший дворец императоров Индии. Наружные стены сложены из красного песчаника.
Агра. Знаменитый дворец Тадж-Махал. Здание построено в индо-исламском стиле с использованием белого мрамора и инкрустировано драгоценными камнями. В каждом углу здания находится минарет (башня просителей). В усыпальнице покоятся тела императора и его жены.
Форт Агра. Мастерские резчиков по мрамору. В 40 км от Агры находится столица империи Великих Моголов XVI в. Это "мертвый город" Фатехпур Сикри, покинутый жителями через 10 лет после завершения строительства. Дворцы и мечети хорошо сохранились до наших дней.
Мекка паломнического туризма — Матхура в окрестностях Агры, где, по преданию, родился Кришна. По дороге из Дели в Агру туристы нередко заезжают в Кхаджурахо, знаменитый своими храмами.
Джайпур. Столица штата Раджахстан. Джайпур называют "розовым городом". Городской дворец, часть которого до сих пор занимает резиденция магараджи Джайпура, Дворец Ветров, средневековая обсерватория Джантар Мантар.
В 11 км от Джайпура на вершине холма расположен форт Амбер XVI в. — один из самых популярных объектов "Золотого треугольника". Туристов верхом на слонах, группами по четыре человека, поднимают к воротам в форт. Обратный путь туристы проделывают на джипах.
Калькутта. Мемориал победы, сооруженный в 1921 г.
Гоа. Бывшая португальская колония, самый малый и европеизированный штат страны с песчаными пляжами на берегу Индийского океана.
Ганг. Эта река для индийцев означает то же, что Волга для россиян или Нил для египтян. Великая река поит и кормит самые населенные районы Индии. По преданию, она очищает души людей от грехов и тем самым возвышает человека в глазах богов.
По индуистской мифологии, река имеет божественное происхождение. Отцом Ганга считается властелин снежных гор — Химават, а матерью — небесная дева Менака. Некогда река протекала по небесам и омывала берега рая. Но однажды могущественный айодхский царь Бхагиратха попросил ее спуститься на землю, чтобы смыть грехи со своих предков и позволить им обрести небесное блаженство. Река вняла его мольбам и направила воды на землю. Она непременно разрушила бы земную твердь, но всю тяжесть низвергнувшихся с небес вод принял на свою голову бог Шива. Река запуталась в его длинных волосах и сбежала вниз семью потоками. За водами последовали боги, небесные мудрецы, земные правители и подвижники. Вместе они достигли океана. С тех пор священная река протекает по земле.
Ганг берет начало в Больших Гималаях на высоте 4100 м в маленьком гроте с названием "Коровья морда" у подножия ледника Ганготри. Горным потоком он с грохотом мчится в узких ущельях гранитных скал. Около Хардвара Ганг покидает Гималаи и могучей темно-серой рекой разливается по равнине. Далее он течет в восточном направлении и впадает в Бенгальский залив. Общая длина Ганга — 2510 км.
На всем протяжении великой реки от самых Гималаев до острова Сагар есть немало святых мест. Главным из них считается Варанаси, город полутора тысяч храмов. Ежедневно его посещают 30—50 тыс. паломников. Для индуиста посещение Варанаси — одно из самых крупных деяний всей жизни. На месте города когда-то поспорили три главных божества индусского пантеона — Брахма, Вишну и Шива. Брахма и Вишну никак не могли решить вопрос, кто из них раньше родился. В самый острый момент перебранки между богами возник огромный огненный столб, у которого не было видно ни начала, ни конца. Тогда, чтобы найти его конец, Вишну превратился в кабана и тысячу лет рыл клыками землю, но так и не докопался до основания Большого Огня. А Брахма стал белым лебедем и тысячу лет летел вверх, однако тоже не добрался до вершины. Когда спорщики снова встретились, Шива объяснил им, что этот огненный столб не поддается измерению, поскольку он символ животворной силы и божественного энергетического начала.
Паломники стекаются в Варанаси со всех уголков Индии. Ранним утром поток людей устремляется к священной реке. В огромной толпе можно встретить и хорошо одетых людей, и аскетов в рубищах. Здесь же женщины в цветастых сари. К родителям жмутся дети. Каждый паломник обязательно несет с собой либо плетеную корзину с цветами, либо поднос с предметами для отправления культа, либо смену белья, либо другие бытовые предметы. Лица у людей сосредоточены, взгляды и мысли обращены к богам и реке.
Вдоль городской набережной на протяжении нескольких километров взору открываются бесчисленные ряды каменных ступеней. Это знаменитые гхаты. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они предаются медитации, делают упражнения по системе йогов или отдыхают под огромными зонтами. Рядом с каждым гхатом находится храм. Большинство храмов посвящено Шиве, Гангу и его притокам. Паломники посещают гхаты в определенном порядке, начиная с Дашашвамедха гхата и самого знаменитого храма в городе шиваитского Вишванатского храма, построенного в 1776 г. правительницей княжества Индора. Золотой шпиль храма ярко блестит на солнце и виден издалека.
Люди в одеждах входят в реку и совершают омовение. Одни шепчут мантры, зачерпывают воду и брызжут ею в направлении восходящего солнца. Другие набирают воду в ладони и выливают между большим и указательным пальцами, что символизирует обращение к богам. Третьи поливают свою голову. Четвертые, зажав нос, окунаются в холодную воду. Пятые берут воду пригоршнями, полощут рот, а потом пьют ее. Каждый человек погружен в себя и не замечает никого вокруг. Здесь же мужчины и женщины стирают белье. В людском водовороте много больных — хромых, одноруких, слепых, прокаженных и т.п. Они приходят сюда, чтобы очиститься от грехов и найти исцеление от болезней.
По соседству с гхатами находятся площадки для кремирования. Сожжение после смерти в Варанаси почетно для индуиста. На третий день после кремации прах покойного собирается в металлическую урну и опускается в реку. Считается, что, как только он коснется вод Ганга, душа усопшего попадет в рай, где ее ожидает вечное блаженство. Поэтому люди за тысячи километров приносят сюда пепел своих родственников. Место в раю обеспечено и тем, кто совершает добровольное утопление в священной реке.
В прошлом паломники часто расставались с жизнью, прыгая в реку с лодки. Перед этим они привязывали к телу тяжелые сосуды с водой. Однако еще в колониальный период подобного рода самоубийства в Индии были запрещены.
Варанаси является святыней также для буддистов. Именно здесь Будда произнес свою первую проповедь. На этом месте возвышается храм, который посещают буддисты всего мира. Вторым по значению местом паломничества для индусов было и остается слияние Ганга с рекой Джамной у города Илахабада. Оно называется Тривенисангам, или слияние трех рек. Дело в том, что здесь к Гангу и Джамне присоединяется еще и мифическая река Сарасвати. Она благодатна, чиста, несет дары, пищу, жизненные силы и бессмертие. Индусы полагают, что Сарасвати течет под землей, куда она спряталась от злых демонов. У слияния этих рек читаются молитвы и совершаются массовые религиозные обряды. Отсюда вода Ганга уносится паломниками в медных и латунных сосудах во все концы Индии, чтобы помочь тем, кто оказался не таким счастливым и не сумел сам совершить омовение в священной реке.